Психологические теории памяти. Общая характеристика

Память — это уникальный феномен, который позволяет человеку не оставаться постоянно в состоянии новорожденного. Поэтому полноценная его жизнедеятельность возможна будет только в том случае, если правильно функционирует этот психический процесс.

Существует большое количество гипотез и течений, которые смогут помочь объяснить феномен памяти. Они сформировались за многие годы ее изучения. Но единой теории памяти не существует, а можно выделить следующие:

  • информационно-кибернетическая;
  • физиологическая;
  • биохимическая;
  • химическая;
  • физическая.

Все психологические теории памяти развиваются в двух больших направлениях.

Во-первых, ассоциативное. В его основе лежит следующий постулат: если определенные образования в психике человека возникают в сознании одновременно либо друг за другом, то образуется четкая ассоциативная связь между ними. Когда повторно появляется какой-либо из данных элементов, то в сознании вызывается полное представление обо всей этой системе элементов.

Во-вторых, теория деятельности, согласно которой, именно память сможет явиться тем фактором, который определяет формирование всех процессов. Сначала будут образовываться связи между запоминаемым материалом и действиями, которые производит человек. В этой деятельности определяется запоминание, а также сохранение, воспроизведение запоминаемой информации.

Рассмотрим более подробно основные теории памяти.

Физическая теория памяти была построена на следующих постулатах:

  • нервный импульс, который проходит через особую группу нервных клеток, способен вызвать в месте соприкосновений механические и электрические изменения;
  • они оставляют за собой физические следы;
  • благодаря этим изменениям обеспечивается повторное прохождение импульса по этому же самому пути;
  • в результате происходит запоминание материала.

Теории памяти включают также химическую концепцию. В ее основе лежат следующие положения:

  • любая информация способна запомниться благодаря химическим изменениям в нервных клетках;
  • это осуществляется под влиянием внешних раздражителей;
  • в результате начинает происходить перегруппировка белковых молекул в нейронах, особенно в молекулах нуклеиновых кислот;
  • ДНК — носитель генетической памяти, РНК — индивидуальной.

Теории памяти были дополнены биохимической концепцией. Основными постулатами ее являются следующие:

  • имеется двухступенчатый характер запоминания;
  • на начальной ступени в мозге осуществляется кратковременная, ежесекундная реакция, вызывающая систему физиологических изменений;
  • они обладают обратимым характером и выступают, как механизм кратковременного запоминания;
  • на втором этапе (биохимическом) образуются новые белковые вещества (протеины);
  • на последнем этапе происходят необратимые изменения в нейронах, они образуют долговременную память.

Теории памяти включают физиологическую теорию, которая основывается на концепции И.П. Павлова. Основным постулатом является то, что существуют особые закономерности в работе ВНД, а в основе акта памяти находится только условный рефлекс. Благодаря этому происходит образование связей между новой информацией и тем содержанием, которое было ранее уже зафиксировано в памяти.

Информационно-кибернетическая теория памяти оформилась, когда появилась вычислительная техника и развитие программирования. Это потребовало постоянного поиска путей, как будет принимать, перерабатывать, а также хранить информацию машина. В результате потребовалось техническое и алгоритмическое моделирование процессов памяти, которые происходят в человеческом мозге.

Концепций оформилось много, и в каждой имеется свое «рациональное зерно».

Оставить комментарий

Видео
Архивы
Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031