Психологические теории памяти. Общая характеристика
Память — это уникальный феномен, который позволяет человеку не оставаться постоянно в состоянии новорожденного. Поэтому полноценная его жизнедеятельность возможна будет только в том случае, если правильно функционирует этот психический процесс.
Существует большое количество гипотез и течений, которые смогут помочь объяснить феномен памяти. Они сформировались за многие годы ее изучения. Но единой теории памяти не существует, а можно выделить следующие:
- информационно-кибернетическая;
- физиологическая;
- биохимическая;
- химическая;
- физическая.
Все психологические теории памяти развиваются в двух больших направлениях.
Во-первых, ассоциативное. В его основе лежит следующий постулат: если определенные образования в психике человека возникают в сознании одновременно либо друг за другом, то образуется четкая ассоциативная связь между ними. Когда повторно появляется какой-либо из данных элементов, то в сознании вызывается полное представление обо всей этой системе элементов.
Во-вторых, теория деятельности, согласно которой, именно память сможет явиться тем фактором, который определяет формирование всех процессов. Сначала будут образовываться связи между запоминаемым материалом и действиями, которые производит человек. В этой деятельности определяется запоминание, а также сохранение, воспроизведение запоминаемой информации.
Рассмотрим более подробно основные теории памяти.
Физическая теория памяти была построена на следующих постулатах:
- нервный импульс, который проходит через особую группу нервных клеток, способен вызвать в месте соприкосновений механические и электрические изменения;
- они оставляют за собой физические следы;
- благодаря этим изменениям обеспечивается повторное прохождение импульса по этому же самому пути;
- в результате происходит запоминание материала.
Теории памяти включают также химическую концепцию. В ее основе лежат следующие положения:
- любая информация способна запомниться благодаря химическим изменениям в нервных клетках;
- это осуществляется под влиянием внешних раздражителей;
- в результате начинает происходить перегруппировка белковых молекул в нейронах, особенно в молекулах нуклеиновых кислот;
- ДНК — носитель генетической памяти, РНК — индивидуальной.
Теории памяти были дополнены биохимической концепцией. Основными постулатами ее являются следующие:
- имеется двухступенчатый характер запоминания;
- на начальной ступени в мозге осуществляется кратковременная, ежесекундная реакция, вызывающая систему физиологических изменений;
- они обладают обратимым характером и выступают, как механизм кратковременного запоминания;
- на втором этапе (биохимическом) образуются новые белковые вещества (протеины);
- на последнем этапе происходят необратимые изменения в нейронах, они образуют долговременную память.
Теории памяти включают физиологическую теорию, которая основывается на концепции И.П. Павлова. Основным постулатом является то, что существуют особые закономерности в работе ВНД, а в основе акта памяти находится только условный рефлекс. Благодаря этому происходит образование связей между новой информацией и тем содержанием, которое было ранее уже зафиксировано в памяти.
Информационно-кибернетическая теория памяти оформилась, когда появилась вычислительная техника и развитие программирования. Это потребовало постоянного поиска путей, как будет принимать, перерабатывать, а также хранить информацию машина. В результате потребовалось техническое и алгоритмическое моделирование процессов памяти, которые происходят в человеческом мозге.
Концепций оформилось много, и в каждой имеется свое «рациональное зерно».