Клиенты авто по стоимости от 150 миллионов гривен (к примеру, «Тойота Королла» либо «Хюндай Туксон», и, разумеется, крутые «Бентли», «Феррари» и т. д.) попали под контроль органов, ведущих войну с отмыванием «грязных» денежных средств — это Госслужба денежного прогноза при Минфине. Напоминаем: на Украине с 2002 года работает законопроект о противодействии отмыванию средств, принятых нелегальным методом, по которому обо всех проплатах более 150 миллионов гривен банки должны давать данные в Министерство финансов. Сейчас это обязали делать и автомобильные салоны.
ОТКУДА Денежные средства. С марта 2012 года, как пояснил нам генеральный директор Всеукраинской Организации авто импортеров и официальных дилеров О. Назаренко, все автомобильные салоны, которые отдают машины ценой более 150 миллионов гривен, должны стать на учет как объекты денежного прогноза, брать у заказчиков при реализации авто паспортные данные и обнаруживать (по крайней мере официально, попросив клиента показать возникновение денежных средств. — Авт.), откуда денежные средства на покупку. «Мы за то, чтобы сражаться с «грязными» денежными средствами, однако при чем тут автомобильные салоны, о них даже в законе не произнесено, так как менеджеры не берут ни наличку, ни безнал, все проплаты идут через банки, пускай они и отчитываются, — недоумевает Назаренко. — Если, к примеру, автомашина за 150 миллионов гривен реализуется в долг, заказчик привнес наличкой только 30 миллионов, нужно говорить о такой сделке либо нет? Действительно денежные средства отмываются не тут, а на автобазарах, там отдают «Феррари» по стоимости «Жигулей» и не выплачивают налоги». С данным согласны и в залах. «У нас все проплаты только через банк», — заявили нам в одном из них.
«ФАС» ДЛЯ НАЛОГОВОЙ. В Минфине говорят, что все справедливо, автомобильные салоны — это «структуры, проводящие финоперации с товарами», о которых произнесено в законе, вследствие этого должны отчитываться. А госслужба финмониторинга, проанализировав данные реализаций, взвалит, к примеру, налоговой узнать, откуда у гражданина денежные средства на дорогой авто и оплатил ли он с них налоги. В прес-службе ГНСУ нам доказали, что Министерство финансов может предоставить такое задание, и такой контроль на самом деле поможет обнаружить тех, кто работает в тени, не платит налоги, а затем старается потратить несправедливо заслуженные денежные средства.
По словам юрисконсульта Валерия Мирошниченко, это решение Минфина — «типичный образец злоупотребления верной идеей». «Власть переусердствовала, стараясь вынудить еще и продавцов авто «стучать» на клиентов, — сообщает Мирошниченко. — Да, налоговая вправе, получив информацию о дорогой покупке, к примеру, авто, пробудить его обладателя и просить пояснить источник заработков. Но в случае если это будет групповым, люди будут страшиться идти в автомобильные салоны, уйдут на нелегальный рынкок и правительство в конечном итоге недополучит налоги».
С Небольшой Заработной платой Последуют НА Автомобильный рынок. Соображения нормальных жителей поделились. Так, к примеру, киевлянин Александр Панчев полагает, что искреннему человеку нечего страшиться тестирования налоговой: «Власти стараются установить заслон большим лихоимцам, которым будет труднее зажечь непорядочные денежные средства, а большинство жителей приобретают машины дешевле 150 миллионов грниве в долг, вследствие этого к ним вопросов быть не должно. Разумеется, досадно терять время и нервы на вероятный поход в налоговую, однако на востоке такой контроль — стандартная практика, вследствие этого там и налоги выплачивают честно». Львовянин Владимир Мякившев, напротив, против: «У меня законные прибыли — 1000 гривен в неделю, работаю сторожем. Но несмотря на это сдаю за 4000 гривен квартиру, с которых 15% налога не хнычу . Еще подрабатываю приватным извозом. Полагаю приобретать свежий авто, за которым сейчас последую на автомобильный рынок, а не в зал, чтобы не сиять перед налоговой».